На ойлклабе нашли выжимку из стандарта
JASO T903
https://www.lubrizol.com/MCEO/Spec-Chec ... troke.html
Традиционно, четырехтактные мотоциклы использовали масла, разработанные для зажженных искрой зажигания четырехтактных двигателей легкового автомобиля. Однако, из-за включения требований экономии топлива в последних API/ILSAC/ACEA категориях, многие масла стали содержать модификаторы трения. В применении в мокром сцеплении такие масла могут вызвать пробуксовку сцепления и потерю мощности. Чтобы устранить эту проблему, JASO определил спецификацию (JASO T903) для масел для мотоциклов в 1998, которая подверглась пересмотрам в 2004, 2006 и 2011 годах. Спецификация состоит из трех частей.
A.) Рабочие характеристики моторного масла с точки зрения API / ILSAC / ACEA спецификаций
B.) Физические и Химические свойства
C.) Фрикционные особенности, чтобы определить классификацию MX
Промышленные масла для мотоциклов в настоящее время проходят важный период изменения спецификации. Главные пересмотры были предложены в JASO M345 (для 2-тактных) и JASO T903 (для 4-тактных) для стандартов моторных масел.
JASO T903:2011 Требования
Часть A: Технические требования
Спецификация
Категории
API
SG, SH, SJ, SL, SM, SN
ILSAC
GF-1, GF-2, GF-3
ACEA
A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5, C2, C3, C4
Часть B: Физические / Химические свойства
Свойство Требование
Зола сульфатная (масса %), max 1.2
Испаряемость (масса %), max 20
Склонность к пенообразованию/Стабильность (мл), max
Попытка I 10/0
Попытка II 50/0
Попытка III 10/0
Фосфор (масса %) 0.08 min - 0.12 max
Сопротивление сдвигу
Кинематическая вязкость (mm2/s)
(После 30 циклов)
XW-30> 9.0
XW-40> 12.0
XW-50> 15.0
Остальные "в норме"
Вязкость HTHS (mPa-с), min 2.9
Часть C: Фрикционные Свойства (JASO T 903:2011 (приложение A))
Свойства МА MA2 MA1 MB
Индекс динамических фрикционных характеристик (DFI)
Измеряется смыкающееся сцепление, на сколько эффективно передаётся крутящий момент.
МА ≥1.30 and <2.50
MA2 ≥1.85 and <2.50
MA1 ≥1.30 and <1.85
MB ≥0.50 and <1.30
Индекс статических фрикционных характеристик (SFI)
Измеряется сомкнутое сцепление, способность передавать крутящий момента - сопротивление к проскальзыванию сцепления в условиях размыкания высокого вращающего момента.
МА ≥1.25 and <2.50
MA2 ≥1.70 and <2.50
MA1 ≥1.25 and <1.70
MB ≥0.50 and <1.25
Индекс времени остановки (STI)
Мера того, как быстро сцепление зацепляется
МА ≥1.45 and <2.50
MA2 ≥1.85 and <2.50
MA1 ≥1.45 and <1.85
MB ≥0.50 and <1.45
https://www.lubrizol.com/MCEO/Spec-Chec ... raphic.pdf
Добавлено спустя 13 минут 43 секунды:
skorp777 писал(а):Таблица техтребований к мотомаслам ответила на ряд моих ( и не только) вопросов, но появились и новые. Итак, по порядку:
1.Часто в спорах "можно ли лить автомасло в мотоцикл" сторонники мотомасел считают, что 4т масла рассчитаны на такие обороты и нагрузки, которых нет в автомаслах.Смотрим часть А таблици и видим- главное требование- соответствие автомобильным допускам.Мало того, что есть ожидаемый А3/В3 и можно и малозольники С3, что вполне обьяснимо, ибо в мотодвижках щелочное просаживается незначительно, особой необходимости в жирном моющем пакете нет. Но внезапно, можно и масла с низким HTHS : А5 и С2 , да и ИЛСАКи, которые вообще-то считаются "слабыми" маслами и пригодны только для заточенных под них моторов.Сие меня удивило, как -то раньше масла с HTHS ниже 3,5 советовать в мотоцикл опасался.А тут можно даже А1, в описании которых регулярно пишут, что его можно только в те двигатели, где оно рекомендовано. Впрочем, у 30-к А1 HTHS 2,9 и выше, по таблице с таким HTHS уже можно в 4т движок.
2.Идем к разделу 2, особо специфичных требований нет. Как уже писал, HTHS 2,9 и выше, зольность не выше 1,2% (видимо, чтоб не было отложений на свечах и перебоев в работе, критично для 1-цилинровых моторов, которых не бывает на авто), НОАК не выше 20%- это вообще ни о чем, даже ИЛСАК допускает не более 15%, фосфор 0,08-0,12%- то же как большинства автомасел.С нормами пенообразования не разбирался пока, надо будет глянуть, что по этому поводу требуют другие допуски.
3.Самое главное, в чем ДОЛЖНЫ проявляться отличия мотомасел- стабильность к сдвигу, т.е стойкость загустителя к потере вязкости.Должен быть или стойкий загуститель, или его отсутствие, и другие соотношения в базовых маслах. А вот насколько 4т масла в этом отношении лучше автомасел на самом деле- БОЛЬШОЙ вопрос.Смотим СЮДА , крутой Мотюль 7100 за 5000 км уронил вязкость до 11 стс, при норме теста не менее 12 стс.Может, перепробег, а тест рассчитан на меньший интервал? НО ВОТ ЗДЕСЬ, Мотюль 5100 за 2000 км, и до него было то же масло с тем же интервалом, упал вообще до 10 стс.При этом по мануалу замена масла на том мотоцикле, не помню точно, но вроде как 3500-4000 км.Заменили чаще, с учетом тяжелых условий- и что? То ли мотюль не проверяет свои масла на этом тесте, то ли еще что. К сожалению, даже просто ради интереса,средсвами Ойл-клуба, лабораторно проверить современные автомасла среднего ценового уровня на стойкость сдвига нет возможности. Хотя скоро будет тест отработки Castrol POWER1 Racing 4T 10W-50в сравнении с рядовой автомоторкой от Шелла в примерно одинаковых условиях. Посмотрим.
4. И самое главное- работа масла в сцеплении. Опять-таки, у доступных лабораторий измерить индексы динамического и статического трения нет.Если вдруг кто из форумчан имеет такую возможность, или знает, где это сделать за разумные деньги- отзовитесь, было бы интересно проверить тот же Лукойл, анализы отработки которого с мотоциклов есть на форуме. Просто интересно, он укладывается в какой-то из допусков МА, или сцеплению тех мотоциклов пофиг, на чем ездить.