Чтобы поменять тросы, нужно снять бак, короб воздухана, всю воздушную систему с ресивером и прочими делами....
Снял.
Потом вспомнил, что когда снимал генератор, хотел поменять жгут проводки от него (от старости и постоянного нагрева от двигателя изоляция совсем деревянной стала), и более того, этот жгут я купил достаточно давно.
Ну, подумал я, коль уж полез в нутро, поменяю и этот жгут.
Для этого скинул топливную рампу с отключением всех топливных магистралей, датчиков и прочего.
- Бля, - подумал я.
Чтоб добраться до болта крпления силового провода на генераторе, нужно снять термостат (он стоит в развале голов), соответственно, с отключением всех патрубков и сливом антифриза.
- Бля, - повторил я уже вслух.
Чтоб слить антифриз, нужно снять пластик.
Ну ок. Снял.
И открылась мне печальная картина...
Мда... почесал я репу, и начал отмывать.
Вся эта маслотечь - из-за старых прокладок клапанных крышек. Заменил и прокладки (старые деревянные были), и прокладки прижимных хромированных болтов.
Когда отмыл, обнаружил течь антифриза из инспекционной дырочки (sic!) помпы.
- Бля, - снова подумал я, и решил, что раз уж всё разобрал, и погода еще не очень, то вскрою двигатель и поменяю помпу.
Тем более, что я уже года 4 как собирался поменять цепи ГРМ. Года 3 назад делал инспекцию, обнаружил слегка растянутую цепь (но это не точно), перевзводил натяжители ГРМ. И цепи новые лежили у меня уже года 2 или 3.
Попутно обнаружил, что заглушка, за которой находится болт для прокручивания коленвала, у меня не отворачивается, поэтому проверить состояние цепей и соответствие меток на распредвалах не претдставляется возможным.
Ну штош, надо разбирать дальше
Тут я опять же вспомнил про гремящее сцепление и новые диски, которые я купил через месяц владения Паном (чот после поездки по Норвегии в 13 году мне показалось, что сцепление буксует. Но потом симптомы пропали, и диски так и лежали новые уже 7 лет).
Разобрал сцепление.
Состояние дисков на картинке. Остаточная толщина 3,9 мм (новые 4,0). Сервисный лимит 3,5мм. Мда... И это на пробеге 412 тык.
У меня есть большая уверенность, что сцепление, как и цепи ГРМ, не менялись. Косвенно об этом говорит то, что прокладка крышки двигателя родная, в отличие от крышки помпы. Та сидела на герметике (в оригинале там резиновое кольцо хитрой формы).
Но это лишь предположение. Возможно, диски сцепления всё же и меняли с заменой прокладки большой крышки. Но у меня есть сомнения в этом, т.к. всё следы вмешательства до меня говорят о том, что делал вскрытие и сборку какой-то рукожоп.
При отворачивании болтов, которые прижимают пружины крышки корзины, я, к сожалению, не замерил момент, с которым они были затянуты, но отворачивались они на удивление легко. Предварительно была установлена причина гремящего сцепления в том, что затяжка болтов ослабла.
Ну, раз уж залез так далеко, проверил выжимной подшипник. Небольшой люфт.
Купил подшипник, заменил.
На фото он ещё закрыт, после я удалил заглушки.
Проверил метки на распредвалах. Странно, но в этот раз орни оказались в норме
Решил, что раз уж залез, то надо цепи менять. Тем более, что все сроки вышли.
Для того, чтобы снять цепи, нужно снять бендикс. При разборке используется два специнструмента (1 - разводная вилка, держит корзину от проворота, 2 - сектор шестерни, ставится в распор между шестернями главной передачи). Тратить 20 тыр на эти два инструмента мне было недосуг, поэтому изобрёл свой инструмент
12-гранная гайка, которая держит сцепление, была девственной. Она контрится на валу кернением юбки. И следов демонтажа не было. То есть, ГРМ точно не меняли.
Когда снял левую клапанную крышку, то не нашел одного болта на своем месте. Он оказался в небольшом углублении рядом с шестернями распредвалов. И только чудом не упал вниз, к сцеплению.
Его тупо порвало
Резьба осталась в блоке, миллиметра на 2..3 утопленная ниже привалочной плоскости.
- Вот бля, и начались приключения!
Попутно обнаружил, что в одна резьба была сорвана (болт просто вынулся с витками резьбы), и ещё две резьбы были забиты, и туда были вкручены болты не той длины. И при вворачивании правильных болтов они не вкручивались на нужную глубину. Вообще, много вопросов у меня к предыдущему дельцу.
Сравнил цепи.
Старые и новые оказались абсолютно равной длины!
То есть, особого смысла в замене не было. Странно.
Немного фоточек голого Пана
Пока разбирался с резьбами и прочим, обратил внимание, чтио каналы вентиляции картера забиты напрочь.
При диаметре канала 8 мм у меня туда едва пролезло сверло 2мм. А некоторые каналы были вообще забиты.
Так же были закокосованы клапаны вентиляции. Всё прочистил, отмыл.
И началась эпопея с извлечением обломка болта.
Пытался засверлиться и экстрактором вывернуть, но экстактооры говно, не помогли.
В итоге решил вытравливать.
Купил азотной кислоты и понеслась...
При вытравливании стали из алюминия ни в коем случае не лейте концентированную кислоту! Травить только разбавленной (20..30%) Металл пассивируется, и травление не идет. И потом эту пленку ещё замудохаешься сдирать, чтоб возобновить процесс.
У меня болот травился дня 4. Пока работал в гараже, каждые 1,5...2 часа менял кислоту на свежую, потом на следующий день повторял.
Пока травился болт, я поменял уплотнения и подшипник помпы.
Подшипник тоже был грустный.
Пока всё это делал, попутно менял и чистил всё до чего дотягивался.
Вот, например, проходные втулки для антифриза. Резинки уплонительные совсем печальные.
Почистил втулки (судя по всему, на них было какое-то покрытие, но оно уже было местами стерто), полиранул их, обезжирил щелочью, предварительно протравил поверхность в растворе серной и соляной кислот, а затем пассивировал поверхность в концентированной азотной кислоте, чтоб защитить от коррозии. Купил новые колечки.
Поставил новые цепи ГРМ и началось мудоханье с выставлением зазоров клапанов.
Вскрытие показало, что проставочные шайбы частично у меня уже менялись (ну йопт, если распреды снимали и резьбы сорвали все).
Начал выставлять зазоры и менять шайбы. Поменял, и некоторые клапаны не сошлись с расчетами. Пришлось перемеривать и заново проводить всю процедуру. Попутно обраружилось, что измерительные щупы пиздят. Показания завышены. Пришлось ещё поправки вносить. Но так или иначе, зазоры выставил, метки РВ поставил как надо.
Причем 2 раза )))
В первый раз неправильно. Колено надо проворачивать на оборот с четвертью от Т1 до Т2, а я только на четверть провернул. RTFM, блеать!
Высверлил и выломал заглушку колена.
В наличии в Мск ее нигде не оказалось, а потом извлекать её - слишком большой гемор со снятием радиатора, крышки двигателя и заменой прокладки.
Как временное решение, напечатал из ABS+PC.
Позже закажу и заменю.
Ну а дальше сборка!
Жгут проводки генератора я заменил только вчера.
Сегодня собирал систему охлаждения и всё прочее.
И ура! Завелся!
Теперь осталось прокачать 4 контура тормозухи и собрать пластик.